МИЭК – с 1999 года!
RUS/ ENG

Театротерапия Власенко И.И.

Экзистенциальный театр Ирины Власенко был с большим успехом представлен на I и II Конгрессах по экзистенциальной терапии. В первом случае ставили "Бал неслучившихся встреч" (автор А.В.Гнездилов), ведущей был сама автор метода - Ирина Ивановна. На II Конгресс, в Буэнос-Айрес, "Сказку о царе Салтане" привезла Наталья Матвеева, руководитель Московской площадки МИЭК, ученица Ирины Власенко. 

По дороге к экзистенциальному театру. Ирина Власенко о том, как все начиналось.

… В 2007 году ­на благодатной почве экзистенциального института несколько подготовленных умов случайно и одновременно (точно по формуле, которую вывел в XVII веке Блез Паскаль: «Случайные открытия делают только подготовленные умы») сделали открытие: изобрели экзистенциальный театр. Конечно, изобрели — это громко сказано. Это как изобрести траву или воздух. Скорее додумались, что театр — этот древний, испытанный временем способ бытия-вместе-с-героем — можно рассмотреть как модификацию терапевтической группы, основанной Александром Ефимовичем Алексейчиком, который неустанно повторяет: «Если жизнь калечит и жизнь же и лечит, то возможно ли организовать такую жизнь, которая бы оказалась лечебной, и лечебной не за 20-30 лет, а за секунды, минуты, часы, дни, недели, в крайнем случае, месяцы?» В нашем случае это может произойти за 5-6 часов работы (2,5 часа на собственно театр и столько же или чуть больше на время «фойе», «закулисья», «антрактов»).

Все то, что происходит в терапевтической группе до спектакля, мы условились называть «фойе». В переводе с французского это слово означает «очаг» — хорошее место для начала: греет и просветляет. Здесь происходит встреча с Театром. Встреча, которая предо­ставляет участнику возможность выявить свою актуальную экзистенциальную тему и через «бытие-вместе-с-героем» помочь продвинуться к собственной подлинности. Театр в широком смысле — это не только игра актеров, но и потаенное от публики действо созидания спектакля, а также сама публика с ее спектром реакций на происходящее. Такая многослойность действия, жизнь на сцене и за рамками сцены дает простор для выбора и приобретения нового опыта, который может стать толчком к самопознанию, толчком к развитию.

Законы театрального искусства помогают участникам осознать свои истинные таланты и способности через активное осмысление и активную рефлексию происходящего на сцене и в жизни. Цель групповой работы — помощь человеку, находящемуся в состоянии трудного выбора, поиска «нового пути», проблемы восприятия своего мира и себя в этом мире.

Здесь же, в фойе, каждому предстоит сделать выбор: быть героем пьесы или участвовать в создании спектакля как-то иначе? Испанская экзистенциальная мудрость «Выбери, кем ты будешь, и за­пла­ти за это» — лучше всего объяснит суть происходящего в этот момент. В театре (как в жизни) требуется много работников: декоратор, костюмер, звукорежиссер, гример, билетерша, директор, театральный критик, буфетчица, гардеробщик (с чего театр начинается?). Неплохо бы и зрителя иметь — хоть одного.

….От спектакля к спектаклю накапливается кое-какой театральный реквизит, но чаще все необходимое (как в жизни) оказывается под руками — главное это обнаружить. Условность в театре пробуждает в человеке фантазию ребенка: только что валялась на дорожке палочка, но вот она уже лошадка, а потом удочка, а потом деревце…

Выбор каждым участником своего героя — это маленькое чудо, пробуждающее в человеке интуицию и внутреннюю связь с первых минут знакомства. Обычно ведущий называет имя героя и лишь очерчивает двумя-тремя «акварельными мазками» его силуэт.

Эмми Ван Дорцен говорит, что каждый час экзистенциальной терапии является «маленькой репетицией жизни», ведущей к изменениям… Начавшись на крошечном театральном коврике, эти изменения могут разворачиваться на широком жизненном полотне и не иметь предела, а могут остаться брошенными и скомканными на этом же ковре, подобно носовому платку. Метафора с театральным ковриком, почерпнутая нами у Владимира Ивановича Немировича-Данченко: «…выйдет актер на площадь, расстелет коврик — и вот вам уже и театр!».

ГЕОГРАФИЯ МИЭК

МИЭК – с 1999 года!
Наши контакты

Россия: +7 (950) 611-63-75
Украина: miek@existradi.ru
Казахстан: +7 (777) 248-38-38

смотреть контакты подробнее

Наши партнеры: alexeychick.ru, hpsy.ru, institut.smysl.ru
© Международный институт экзистенциального консультирования, 2020 г.
Все права защищены