МИЭК – с 1999 года!
RUS/ ENG

Программа МИЭК

«Утверждено»

Руководитель Совета МИЭК

__________ Есельсон С.Б.

08.04.2017

 

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕРАПЕВТОВ В МИЭК

 

 

ПРЕАМБУЛА

I.

Программа подготовки экзистенциальных терапевтов в МИЭК основана на развивающихся в МИЭК представлениях об экзистенциальной философии как новом философском течении, появившемся и развившемся в  XX веке, по многим направлениям рвущим с предшествующим философским наследием.

Экзистенциальная терапия понимается у нас как практика, вырастающая на базе экзистенциальной философии, вобравшей в себя идеи феноменологии.

Соответственно разные психотерапевтические модальности отличаются как практики, осуществляющимися людьми - носителями разных философских или религиозно-философских мировоззрений

II.

Образование в МИЭК способствует формированию у слушателей экзистенциального мировоззрения и умения вести практическую терапевтическую и консультационную деятельность на основе такого мировоззрения.

Экзистенциальное мировоззрение, в основном, созревало в течение XIX века в неокантианских кружках и появилось в XX веке, как и феноменология, в неокантианском кружке, лидером которого был Э.Гуссерль. 

Экзистенциальное мировоззрение расходится с классическим в нескольких важных позициях и требует осуществления отказа от классики.  Ниже приводятся пять позиций, по которым проходит отказ:

  

  1. Отказ от субъект-объектного мировоззрения

      То есть отказ от представлений, что мы находимся как бы за пределами мира, что то, что мы воспринимаем, - реальность, никак не зависящая от нас самих.

 

  1. Отказ от представлений об однородности пространства и времени.

То есть отказ от представлений о том, что открытые нами истины одинаковы, не меняются ни со временем, ни с нашим попаданием в другое место.

 

  1. Отказ от представлений о том, что истины можно обретать как-то иначе, чем через свой собственный жизненный опыт, проживать их, переоткрывать их, доживать до истин

 

  1. Отказ от представлений о реальности сущностей, которые как-то проявляются, и мы, якобы, имеем дело с их проявлениями.

Соответственно,

А) отказ от типологических построений,

Б) отказ от того, чтобы обнаруживаемым корреляциям придавать статус «стоящих за ними» законов

В) отказ от того, чтобы придавать онтологический статус каузальности

  1. Отказ от представлений, что все мы живем в одном и том же, общем для всех мире.

 

Феноменология, интегрированная в такое экзистенциальное мировоззрение – это анализ и устранение тех препятствий, которые не позволяют нам воспринимать единичное, уникальное, неповторимое.

Феноменология, интегрированная в такое экзистенциальное мировоззрение – это и понимание событий только в контексте конкретного жизненного мира.  Это и понимание особенности встреч и взаимо-соотношений разных жизненных миров.

Герменевтика, интегрированная в такое экзистенциальное мировоззрение – это понимание всего происходящего только в конкретном культурно-деятельностном контексте. 

Для нашего экзистенциального мировоззрения характерно преодоление монизма – понимание того, что любые наши концепты – всего лишь концепты, они схватывают и позволяют объяснять только отчасти, только временно и только какие-то определенные стороны происходящего, но уже не подходят для объяснения в другое время, в другом месте и других сторон.

В этом смысле для нашего экзистенциального мировоззрения близок принцип дополнительности, когда-то появившийся в квантовой механике и нашедший свое продолжение в философии постмодернизма, позволяющий мирно сосуществовать разным объяснительным концептам одного и того же феномена.

Для экзистенциального мировоззрения характерна диалектичность – умение видеть происходящее в развитии и в сосуществовании одновременно разных, зачастую, противоположных тенденций.

Для нашего экзистенциального мировоззрения характерна поликультурность, преодоление европоцентризма и прогрессизма.

 

III

Названием  «психотерапия» сегодня называют себя большое количество разных гуманитарных практик. 

Некоторые из этих практик объединены тем, что претендуют на то, что лечат человека немедикаментозными средствами.

Другие – претендуют на то, что лечат немедикаментозными средствами, но не все болезни подряд, а лишь    те, которые на протяжении последних трех веков в Европе были прерогативой психиатрии.

Третьи – это те, которые под этим названием создали новый культурный институт, в котором основная деятельность – обсуждение людьми своей жизни, осмысление людьми своей жизни.

Четвёртые – гуманитарные практики, ориентированные на помощь людям, которые запутались в жизни, переживают тупик, из которого без посторонней помощи выбраться не могут. 

Экзистенциальная терапия – психотерапия, осуществляющаяся специалистами – носителями экзистенциального мировоззрения.

Экзистенциальные консультанты и терапевты, подготовке которых способствует МИЭК, готовятся как специалисты работающие в 4-м из вышеперечисленных представлений о психотерапии.

 

IV

Для подготовки экзистенциальных консультантов и терапевтов было создано пространство МИЭК, включающее в себя

 а) организаторов терапевтических интенсивов, семинаров, лекториев, супервизий

б) экспертный институт МИЭК, проводящий экспертизы и выдающий подтверждения об участии человека в тех или иных мероприятиях, организованных в пространстве МИЭК и об итогах этого участия

в) рейтинговой агентство IPEC, вырабатывающее критерии для получения человеком Сертификата экзистенциального терапевта, назначающее супервизоров, терапевтов, экспертов,  чьи заключения будут приниматься во внимание при выдаче Сертификата экзистенциального терапевта.

 

V

Пространство МИЭК было создано в 1999 году и все время трансформировалось.

Незыблемым оставался только один принцип, близкий древнегреческому мифу о кентавре Хироне и появлению медицины.  А именно, в МИЭК принимались и принимаются только те люди, которые сознают свою жизнь больной и находят в себе решимость лечиться – менять, преображать свою жизнь.

С 1999 г. по 2005г.  существовало одно отделение МИЭК, в Ростове-на-Дону (Россия).  С 2006г. начали возникать отделения МИЭК в разных городах России и Украины.

На сегодня отделения МИЭК существуют в Москве (Россия), Ростове-на-Дону (Россия), Нижнем Новгороде(Россия), Хабаровске (Россия), Киеве (Украина), Одессе (Украина), Алматы (Казахстан).

Магистратура МИЭК осуществляет свою деятельность в Минске (Беларусь).

С 1999 по 2001 гг.  продолжительность подготовки составляла 2,5 года, с 2002 г. по 2016 гг. продолжительность подготовки составляла 4 года, с 2017 г. продолжительность подготовки составляет 6,5 лет (из них 2,5 года – магистратура).

С 2020 г.  продолжительность подготовки составляет 5,5 лет (из них 2,5 года – магистратура).

В 2017 г. было произведено переструктурирование подготовки с тем, чтобы основной акцент философско-теоретической нагрузки был сдвинут на вторую стадию подготовки – магистратуру.

 

Первый этап длится 3 года и делится на аудиторные сессии продолжительностью четыре дня, которые проходят четыре раза в год и внеаудиторные формы работы.

Интервал между сессиями  позволяет слушателям доосознать полученные на сессии терапевтические результаты, интегрировать их в свою жизнь, встретиться с новыми сложностями в жизни, с которыми не получается самостоятельно справиться и вынести их на следующую сессию в качестве терапевтического запроса.

При подготовке к сессиям участники читают предложенную литературу, готовятся к участию в  библиотерапевтических группах. В этом им оказывается on-line консультативная помощь.  Во время сессии и в течение 3-4 недель после сессии слушатели ведут терапевтические дневники. По истечению этих недель они пишут эссе «Моя встреча с сессией».  Между сессиями слушатели кроме вышеописанной подготовки ведут экзистенциальный проект «Память будущих поколений» - осуществление деятельности по созданию и ведению своих семейно-родовых архивов.

В случае затруднений с написанием дневников и эссе слушателям оказывается помощь в виде online -консультирования.

Сессии первого этапа представляют собой единый терапевтический процесс.

При проектировании сессий учитываются особенности проявлений участников во время сессии и содержание их эссе, поэтому программа предстоящих сессий связывается с этим, а не с каким-либо предзаданным стандартом. Таким образом программа оказывается разной в разных отделениях МИЭК.  И каждая сессия становится уникальной. Кроме того, с учетом особенностей протекания сессии преподаватели могут оперативно менять программу сессии.

На первом этапе слушатели также проходят индивидуальную терапию.

Второй этап - магистратура длится 2,5года и делится на аудиторные сессии продолжительностью семь дней, которые проходят 4 (четыре) раза в год и внеаудиторные формы работы.

На этом этапе все слушатели проходят индивидуальную терапию, проходят  стажировку (в клинике, на телефоне доверия), пишут статьи по экзистенциальной тематике, проходят индивидуальные и групповые супервизии случаев своей консультационно-терапевтической практики, реферируют литературу и выступают с докладами по следам своих рефератов.

 При подготовке в аудиторной форме на первом этапе используются такие формы как фильмотерапевтические, нарративные и динамические экзистенциальные группы.  При  подготовке в аудиторной форме на втором этапе используются такие формы как лекции, семинары, групповые супервизии, online-семинары.

Для своих выпускников в течение первых пяти лет после выпуска организовывается консультативное сопровождение в их практической работе.

С 2010 года совместными усилиями российской и украинской Ассоциаций экзистенциальной терапии и консультирования организуются международные фестивали «Экзистенциальная традиция».  В этих Фестивалях МИЭК берет на себя научно-программную часть. На Фестивалях при консультативной и супервизорской  помощи экспертов МИЭК  слушатели впервые готовят и проводят свои авторские малые экзистенциальные терапевтические группы.  

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПОДГОТОВКИ

  1. Требование к поступлению.

А) Высшее образование (специалитет, бакалавриат, магистратура)

Б) Осознание своей жизни «больной» и решимость «лечиться» – менять, преображать свою жизнь.

Для поступления необходимо пройти экзистенциальную терапевтическую группу, выполняющую для них функцию отборочной

В) В случае, если поступающий состоит на учете у психиатра или невролога, предоставление справки от врача о том, что пребывание в программе МИЭК  врач не считает  опасным для здоровья своего пациента, а также для жизни и здоровья окружающих людей

  1. Программная часть

2.1 Аудиторные часы групповой экзистенциальной  терапии – 640 час

2.2. Внеаудиторные часы –

а) библиотерапевтическая  подготовка - 240 час

б)  работа с дневниками самоанализа и рефлексивными эссе - 240 час

в) индивидуальное постсессионное сопровождение – 80 час

Итого: 1200 час

 

 

 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ПОДГОТОВКИ

  1. Требование к поступлению.

А) Заявление в дирекцию МИЭК с просьбой о приеме на вторую ступень подготовки

Б) Высшее образование – аспирантура, специалитет, магистратура, переподготовка на основе специалитета или магистратуры по специальности – психология (клиническая психология, психология девиантного поведения, психология служебной деятельности и др).

В) Заключение IPEC об успешном прохождении первой ступени подготовки в пространстве МИЭК

Г) Представление эссе «Моя жизнь и пребывание в пространстве МИЭК (терапевтическое самопознание: итоги и перспективы)»

Д) В случае, если поступающий состоит на учете у психиатра или невролога, предоставление справки от врача о том, что пребывание в программе МИЭК  врач не считает  опасным для здоровья своего пациента, а также для жизни и здоровья окружающих людей

Е) Заключение Совета МИЭК  о возможности принятия человека в магистратуру.

 

  1. Тематическая программа

2.1 Экзистенциальное мировоззрение

2.2 Психотерапия в современном мире

2.2.1. Психотерапия и психология

2.2.2. Четыре понимания предназначения психотерапии

2.2.3. Психотерапевтические модальности как философские или философско-религиозные праксисы

2.3. Общекультурная подготовка

2.4.  Феноменологическая подготовка

2.4.1. Феноменологические семинары по методике Э.Ферми

2.4.2 Феноменологическая практика

2.5.  Экзистенциальная философия

2.5.1 Авторская экзистенциальная философия - Достоевский, Бердяев, Ильин, митр. Антоний Сурожский, С.Франк, Шестов, Ницше, Кьеркегор, Хайдеггер, Арендт, Сартр, Камю, Марсель, Мерло-Понти,  Уномуно, Бубер, Тиллих, Шелер.  

2.5.2 Основные экзистенциалы и темы человеческого бытия

2.5.3 Пространство человеческого бытия и его измерения

2.6.  Авторские экзистенциальные терапевтические праксисы – Сократа, Л.Бинсвангера, М.Босса, В.Франкла, Р.Лэйнга, Р.Мэя, Дж.Бьюдженталя, А. Алексейчика, А.Гнездилова, Э.ван Дорцен, А.Лэнгле,  А.Меркурио, К.Дюркхайма

2.7. Экзистенциальное прочтение психологии

 2.8. Экзистенциальная психопатология

 2.9.  Канон практики экзистенциальной терапии и консультирования

2.9.1 Практикум знакомства с собой как с экзистенциальным терапевтом

 2.9.2. Практикум по экзистенциальной герменевтике

 2.9.3 Практикум по контакту и диалогу в экзистенциальной терапии

 2.9.4  Этические границы в экзистенциальной терапии

 2.9.5.  Терапевтические контракты

 2.9.6 Доконтрактная и бесконтрактная экзистенциальная терапия

  2.9.7  Особенности ведения групп в экзистенциальной терапии

  2.9.8  Практикум по терапевтическим дневникам    

   2.9.9  Посредники проявления человека в экзистенциальной терапии

А) экзистенциальные путешествия

Б) практикум по терапевтическому  фехтованию

В) практикум по экзистенциальной  театротерапии  

   2.9.10  «Нарративный камертон»

А) практикум по экзистенциальной библиотерапии

Б) практикум по экзистенциальной фильмотерапии

2.10  Экзистенциальная терапия и возраст

2.10.1  Особенности экзистенциальной терапии с детьми

2.10.2 Особенности экзистенциальной терапии с людьми пожилого возраста

2.11 Экзистенциальная терапия и жизненные кризисы

2.11.1 Экзистенциальная терапия с тяжело больными людьми

2.11.2 Экзистенциальная терапия с людьми, переживающими острое  горе

2.11.3 Экзистенциальная терапия и социальные землетрясения (безработица, беженство, война)

2.12 Экзистенциальная терапия с семьями

2.13 Экзистенциальная конфликтология

2.14. Особенности экзистенциальной терапии в работе с беременными

2.15. Особенности экзистенциальной терапии в работе с зависимыми

2.16 Экзистенциальная терапия и религия

2.16.1  Религиозные мировоззрения и религиозные практики

2.16.2 «Нарративный камертон» в экзистенциальной терапии с верующими

2.17  Проблемы оценки эффективности экзистенциальной терапии

  1. Индивидуальная экзистенциальная терапия
  2. Супервизии

4.1. Ведение двухдневной экзистенциальной группы под супервизию

4.2. Супервизии экзистенциальных консультаций

4.3.  Супервизии экзистенциальной терапевтической работы  

  1. Стажировки ( в клинике, на телефоне доверия МИЭК)
  2. Написание статей по экзистенциальной проблематике
  3. Отчетные работы

7.1 Написание и защита отчета о стажировке в клинике

7.2. Написание и защита отчета «Моя терапия в МИЭК»

7.3. Написание и защита отчета «Мои супервизии в МИЭК»

7.4 Написание и собеседование по промежуточным эссе «Мои встречи с экз    истенциальной философией»

7.5. Написание и собеседование по итоговому эссе «Моя встреча с экзистенциальной философией»

7.6.    Написание и собеседование по итоговому эссе «Моя встреча с экзистенциальным консультированием»

 7.7  Рефлексивные обсуждения     

А) Этика экзистенциального терапевта и моя практическая деятельность

Б) Мое экзистенциальное мировоззрение

В) Я как экзистенциальный терапевт

7.7. Итоговый зачет

 

ГЕОГРАФИЯ МИЭК

МИЭК – с 1999 года!
Наши контакты

Россия: +7 918 343-74-86
Украина: +38 (067) 408-88-69
Казахстан: +7 (700) 999-58-88

смотреть контакты подробнее

Наши партнеры: alexeychick.ru, hpsy.ru, institut.smysl.ru
© Международный институт экзистенциального консультирования, 2020 г.
Все права защищены