МИЭК – с 1999 года!
RUS/ ENG

Князь Мышкин как ловушка в романе Ф.М. Достоевского "Идиот"

Автор: Матвеева Н.

 

 — Что вы производите?
— Самолеты.
— А вы?
— Пароходы.
— А вы?
— А я произвожу впечатление...

Из анекдота.


Вот именно это впечатление в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» произвел на дам дома Епанчиных только что появившийся у них странного вида человек князь Мышкин, которому они до его рекламных речей собирались устроить допрос с пристрастием, а после его рассказа про то, как он с детьми пытался спасти бедную девушку Мари — слова не могли вымолвить от восхищения его добродетелью.


Хозяйка дома генеральша Епанчина:


— Вот и проэкзаменовали! — вскричала она. — Что, милостивые государыни, вы думали, что вы же его будете протежировать, как бедненького, а он вас сам едва избрать удостоил, да ещё с оговоркой, что приходить будет только изредка.


Вот мы и в дурах, и я рада.


Это — тоже генеральша, о нём же:


— Простоват, да себе на уме, в самом благородном отношении, разумеется. Совершенно как я.


А вот что говорит о нем Ганечка, Гаврила Ардалионович:


— Да каким же образом, — вдруг обратился он к князю, — каким же образом вы (идиот! — прибавил он про себя), вы вдруг в такой доверенности, два часа после первого знакомства? Как так?


Да, да, вот такое тонкое чувствование людей, мгновенная подстройка, искренняя такая, даже немного детская, что ли.


Один дома

В подростковом возрасте я совершила открытие для себя. Я думаю, что оно частично и привело меня потом в психологию, чтобы, так сказать, досконально изучить предмет. Я поняла, что жизнь многих юношей (они уже серьезно стали меня интересовать в то время) проходит как бы внутри, за стеной, часто так и не выходя наружу.


А что же там, на самом деле, — внутри? Я обнаружила, что у некоторых там всё похоже на сломанный компьютер: сигналы поступают в него, но там как-то странно преобразовываются или не преобразовываются вообще. Чувства плохо распознаются, и наружу либо не выходит ничего, либо то, что выходит, похоже на галиматью. Все чувства как бы спутаны в клубок, и нет желания или силы воли их распутывать.


Это как телом взрослого управлял бы отчаянный мальчик. Он всё изучил, у него есть инструкции и карты, но делать это непринужденно, как взрослый, он не может.


Взрослая жизнь требует усилий риска и выбора.


Всё это ещё напоминает мне американскую комедию «Один дома», где главный герой, маленький мальчик, остался один дома надолго без взрослых — и как трудно ему было справляться с этим вначале казавшимся легким делом.


Главное в том, что действительно такой человек, как Мышкин, всегда один, и люди для него — не более чем попутчики, обрамление, достойный фон.


Он всегда один, и настоящая близость с ним почти исключена. Существуй в его жизни хоть один «другой» — это была бы другая жизнь.


И это все о нём...


Мышкин — кот, или Под маской безмятежности

Вы задумывались когда-нибудь, за что люди так любят котов? Правильно: нега, нежность, безмятежность — и этот взгляд.


Те, кто видел диснеевского «Кота в сапогах», ещё больше понимают «про кошачий взгляд». Это взгляд детской невинности. Надежная защита. Кто же захочет обидеть человека с таким взглядом? На женщин такой взгляд действует безотказно.


Мужчину с таким взглядом женщинам хочется немного усыновить.


Так вот Мышкин — это своего рода кот.


Речи его чувственны и приятны (даже если он говорит о неприятном). Он ни за что не отвечает (ну или за очень немногое — для поддержания хорошего имиджа). В современном мире это назвали бы модным словом «толерантность»; проще говоря, Мышкин ни во что особо не вмешивается. Безмятежность с налетом романтизма. Мышкин призывает смотреть на деревья, вместо того чтобы смотреть, что происходит вокруг него, что двух женщин (Аглаю и Настасью Филипповну) он сводит с ума, и одну из них даже могут убить, но он слишком тонок и романтичен, чтобы что-то предпринять.


Князь Мышкин: «Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его?»


Так и хочется спросить: а как можно быть таким безмятежным, когда вокруг тебя столько несчастий? Может, перестать смотреть на деревья (и на людей, как на эти деревья) и начать что-то делать, а не только созерцать? Истина есть действие.


Настоящая любовь — любовь деятельная.


Во многих в описаниях князь Мышкин — эдакая сплошная любовь. Он так всех любит! Но только ничего не делает. Даже красивый рассказ о детях — всего лишь рассказ.


Никаких детей рядом с князем нет и дел любви нет.


«Чистая совесть — уловка дьявола»
(А. Швейцер)


А что же есть?


Аделаида Епанчина насмешливо замечает ему:


— Это всё философия: вы — философ и нас приехали поучать.


– Вы, может, и правы, — улыбнулся князь, — я действительно, пожалуй, философ, и кто знает, может и в самом деле мысль имею поучать... Это может быть, право, может быть.


После разговора о приговоренном к смерти Аглая насмешливо спрашивает: «То есть вы думаете, что умнее всех проживёте?».


Князь отвечает «с тихою и робкою улыбкой»: «Да, мне и это иногда думалось».


В Мышкине философия — с примесью мании величия.

Даже правда, которую он всем раздает направо и налево, как-то жестка — по-видимому, именно от отсутствия милосердных действий.


И возможно, поэтому Аглая говорит Мышкину: «У вас нежности нет: одна правда, стало быть, — несправедливо».


Мышкин и Рогожин


Казалось бы — прямые противоположности, ан нет.


Недаром они в романе так чувствуют друг друга и меняются крестами. Психиатры, конечно, распознали бы в них разного вида психопатов, но я не психиатр и поэтому не стану ни отрицать, ни утверждать этого.


Схоже многое: у одного и у другого внутри пустота, а снаружи ложь.


Рогожин — ложный супер-мужчина, а Мышкин — ложный Иисус.


Да, именно эту роль пытается нам сыграть Мышкин. Только рядом со Спасителем люди спасались, а рядом с Мышкиным сходят с ума и гибнут. Что до Рогожина, то будь он настоящим, Настасья Филипповна была бы жива. Он дал бы ей то, в чём она так нуждалась: отмщение и защиту.


К слову, типаж «Рогожин» (или, скажем, Паратов из «Бесприданницы») сильно распространён не только в романах, но и в повседневной жизни. И так же сильно на него падки юные и не очень женщины. Только красивые ухаживания и щедрые подарки этих людей — всё это не для дам; это только для них самих. Вся эта красота и щедрость — лишь поддержка их грандиозного имиджа. А предмет обожания –трофей, легко меняемый при желании.


Обнаружить себя в романе с «Рогожиным» часто возможно, если вышли живой из романа с кем-то из серии «Мышкиных».


Так нам повелевают многие слоганы из вездесущего интернета: «Любите злых — в них меньше фальши, чем в лицемерных добряках».


Не надо любить злых, поверьте... не стоит... ни к чему.


Мышкины в литературе


На просторах литературы много мышкинообразных персонажей. Это и голубой воришка Анхель из «12-ти стульев» Ильфа и Петрова: тот ворует и стыдится; ласковый, обходительный, но воровство бросать не собирается; старушки голодают, а он ест.


Как тут опять не вспомнить кота, на этот раз из басни И. Крылова? Воришка уж больно похож на этого кота!


Тут Ваську Повар укоряет:
«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчёнка убирает.)
‎Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—
‎А ты... ахти, какой позор!
‎Теперя все соседи скажут:
‎«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
‎Пускать не надо и на двор,
‎Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
‎(А Васька слушает да ест.)


Это и Шурик из повести Л. Улицкой «Искренне ваш Шурик», где герой привык для всех женщин быть хорошим, никого не выбирает и бегает по кругу своей странной и беспорядочной жизни, не отказываясь плотски утешать каждую встреченную женщину независимо от возраста.


В своей записной книжке героиня и по совместительству главная любовь юности Шурика, уже будучи сформировавшейся женщиной, замечает: «Но вообще в нём есть что-то особенное — он как будто немного святой. Но полный мудак. Господи, как же я была в него влюблена! Чуть не осталась из-за него. Какое счастье, что я тогда уехала. А ведь могла выйти за него замуж».


По сути, это хорошее, простое и одновременно чёткое описание Мышкиных в двух словах. Лучше и не скажешь.


И наконец, моё самое важное и довольно неприятное предположение.


Мышкин не просто опасен, а иногда опасен чрезвычайно!!!!


Раздел для тех, кто, прочитав всё написанное выше,
всё ещё верит в святость Мышкина


«Девочку было жалко, и проклятая жалость была неразборчива, безнравственна... Нет, нет, только не это... Неужели и она, такая маленькая, совсем ребёнок, а уже женщина, и уже ждёт от него простейшего утешения...»


Это — пугающий внутренний диалог с самим собой Шурика Улицкой, который возник из-за переживаний по поводу десятилетней девочки, которую ему оставила на воспитание его институтская подруга.


А это — из интервью с Георгием Введенским, доктором медицинских наук, профессором Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского про особенности поведения педофилов: «Сами будучи инфантильными, они детям приписывают взрослые черты. Часто слышишь объяснения: “Она (десятилетняя девочка) со мной кокетничала!” То есть вместо ребёнка они видят нечто взрослое и приписывают ему стремление к этим сексуальным контактам, даже попытки соблазнения себя. Разве это норма?»


А вот монолог нашего героя князя Мышкина:


— Наконец Шнейдер мне высказал одну очень странную свою мысль, — это уж было пред самым моим отъездом, — он сказал мне, что он вполне убедился, что я сам совершенный ребёнок, то есть вполне ребёнок, что я только ростом и лицом похож на взрослого, но что развитием, душой, характером и, может быть, даже умом я не взрослый, и так и останусь, хотя бы я до шестидесяти лет прожил. Я очень смеялся: он, конечно, не прав, потому что какой же я маленький?


Но одно только правда: я и в самом деле не люблю быть со взрослыми, с людьми, с большими, — и это я давно заметил, — не люблю, потому что не умею. Что бы они ни говорили со мной, как бы добры ко мне ни были, всё-таки с ними мне всегда тяжело почему-то, и я ужасно рад, когда могу уйти поскорее к товарищам, а товарищи мои всегда были дети, но не потому, что я сам был ребёнок, а потому что меня просто тянуло к детям.


Я, пожалуй, и учил их, но я больше так был с ними, и все мои четыре года так и прошли. Мне ничего другого не надобно было. Я им всё говорил, ничего от них не утаивал. Их отцы и родственники на меня рассердились все, потому что дети наконец без меня обойтись не могли и всё вокруг меня толпились, а школьный учитель даже стал мне наконец первым врагом. У меня много стало там врагов, и всё из-за детей. Даже Шнейдер стыдил меня. И чего они так боялись?
(Но здесь мы теперь уже немного понимаем, чего они боялись)


Ребёнку можно всё говорить, — всё; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они всё понимают. Большие не знают, что ребёнок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.


И опять из интервью профессора Введенского — описание личности педофила: «Он почти не интересуется противоположным полом (взрослыми), хотя сам гетеросексуален... плохо входит в контакт со взрослыми противоположного пола, не флиртует... зато с детьми быстро находит общий язык, чаще всего из-за того, что педофил сам ведет себя как ребёнок, многое позволяет детям, что, например родители и воспитатели (учителя) запрещают... (скажем, играть в компьютерные игры... «валять дурака», есть вредные сладости... курить и т. п.) <...> Взрослый мир для педофилов страшен и непонятен. Им трудно устанавливать контакты со взрослым человеком. Они либо не хотят, либо боятся, и, естественно, обращаются к детям. С детьми они чувствуют себя комфортнее, безопаснее. У них часто сохраняются игровые интересы. <...> Самое страшное, что многие педофилы выбирают профессию, связанную с детьми. Чаще всего они сами рвутся к детям. Это распространенное явление. Среди них встречаются педагоги, детские фотографы, инструкторы, тренеры. Были педофилы, которые не вступали в сексуальные контакты со своими подопечными, мучились, но оторваться от детей не могли.


Смею предположить, что основы личности у людей с такими страшными нарушениями и у князя Мышкина одни и те же.


Даже история князя и Настасьи Филипповны, вполне возможно, как говорится, из той же оперы.


Она, как это бывает с жертвами насилия, осталась в возрасте травмы, несмотря на то что стала взрослой и дерзкой женщиной. Её взрослость была имитацией, тоже ложным фасадом, внутри которого пряталась маленькая неотомщенная девочка. Возможно, это и привлекло так князя.


Итак, подведем итоги:

Какой бы ни был градус его отклонений, Мышкин опасен по всем статьям.

Ведь пока вы не сняли с него маску, а он рядом, вы в опасности.

Он разнесет в клочья вашу жизнь и будет смотреть и моргать и говорить: «Ах, как всё нехорошо получилось...» Есть даже такое выражение: переморгать — это когда попросили сделать что-то неприятное: переморгать и ждать лучших времен; переморгать ситуацию.

Все вокруг него умрут, а он останется — и даже проводит вас последний путь, если не сбежит раньше в полное безумие.


Памятка
(раздел скорее для мужчин... хотя...)


Как не стать идиотом:

1) быть действительно взрослым;
2) осуществлять и подтверждать свой выбор (быть определённым: за красных или за белых);
3) быть ответственным за себя, за свои выборы, за то, что ты делаешь, за ближних своих;
4) категорически запрещено быть хорошим для всех!!!


ЛИТЕРАТУРА

  • Достоевский Ф.М. Идиот.
  • Улицкая Л. .Искренне ваш Шурик.
  • Ильф И., Петров Е. 12 стульев.
  • Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. Князь Мышкин.
  • Светлова Е. Как не стать педофилом? Особенности поведения педофилов: интервью с Георгием Введенским, доктором медицинских наук, профессором Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского // Сайт газеты «Московский комсомолец», 19 марта 2013. — URL: http://www.mk.ru/social/2013/03/19/828147-kak-ne-stat-pedofilom.html.

ГЕОГРАФИЯ МИЭК

МИЭК – с 1999 года!
Наши контакты

Россия: +7 918 343-74-86
Украина: +38 (050) 975-25-25
Казахстан: +7 (700) 999-58-88

смотреть контакты подробнее

Наши партнеры: alexeychick.ru, hpsy.ru, institut.smysl.ru
© Международный институт экзистенциального консультирования, 2020 г.
Все права защищены