МИЭК – с 1999 года!
RUS/ ENG

Возвращение

Вечерняя группа экзистенциального опыта с элементами экзистенциального театра по мотивам поэмы Гомера «Одиссея». Встречи 1 раз в неделю с 19:00 до 22:00, всего 9 встреч

Следуя встреча за встречей за Одисеем и расшифровывая его и свои жизни, мы выделим определенные важнейшие жизненные константы. Путь Одиссея на Родину в этом смысле выступает метафорой жизненного пути с его опасностями и соблазнами, а также способами их преодоления.

Возвращение на Родину Одиссея, как максимальную возможность быть самим собой.
В конце группы мы постараемся, чтобы каждый участник продвинулся к подлинности своего бытия,
обрел себя.

Группа для тех кому:
  • надоели голоса других и важно проживать свою и только свою собственную жизнь, совершать ошибки и получать свой собственный опыт. 
  • кому важно услышать, наконец, голос собственной души. 
  • кому важно узнать зачем пришел в этот мир, зачем его сотворил Господь. 
  • тех, кто заблудился и не знает куда ему жить дальше. 
  • у кого жизнь идет по замкнутому кругу, как в "Дне сурка" и непонятно, что же сделать, чтобы найти выход. 
  • тех, кто не может выбрать партнера, не понимая,какого человека он хотел бы видеть рядом. 
 
Ведущие:
Вячеслав Летуновский
  • Кандидат пс. наук, экзистенциальный психотерапевт, тренер, коуч, член Союза литераторов России, Выдающийся деятель культуры РФ. 
  • Президент Ассоциации Специалистов Терапевтического Смыслового Фехтования.
  • Автор книг: «Этика присутствия или Хадеггерианские размышления», «В поисках настоящего. Экзистенциальный анализ и экзистенциальная терапия» (учебник), бестселлера «Наука побеждать. Менеджмент по-суворовски» и др.

Наталия Матвеева

  • Действительный член Национальной Общественной Организации "Межрегиональное объедение экзистенциального консультирования и терапии",
  • Руководитель московского отделения Международного Института Экзистенциального Консультирования, руководитель психологического клуба "Ветер перемен", 
  • Практикующий экзистенциальный терапевт 

 

Вячеслав Летуновский о группе "Возвращение":


В октябре прошлого года мы с Матвеевой Наташей запустили в экспериментальном режиме психотерапевтическую группу «Возвращение к себе» на основе Одиссеи Гомера. Название получилось несколько избитое, но то, которое значится в названии доклада получилось слишком мудреным. Поэтому мы решили остановиться пусть на шаблонном, но понятном людям названии.

Откуда вообще родилась идея. Как то раз общался с известным московским бизнес-тренером Марком Кукушкиным, который периодически собирает тренеров и руководителе в разных частях света в том числе и на Кипре. Он предложил мне подготовить что то на греческую тему, вот тогда то мо взор и обратился к Одиссее. Обратившись, я вдруг осознал, что это настоящий кладезь психологической, психотерапевтической и экзистенциальной мысли. Первое, что бросилось в глаза – в поэме типологизированы наиболее типичные способы попадания человека (прежде всего, мужчины) в трудные жизненные ситуации, равным образом, как там же и типологизированы способы выхода из них. Эти трудные ситуации так или иначе всегда связаны, с заблуждением, иными словами с потере себя и своего пути, что приводит в конечном итоге к утрате своего мира. Таким образом родилась идея провести терапевтическую группу для потерявших себя и заблудившихся. На Кипр я, в конечном итоге, так и не поехал, но идея провести терапевтическую группу по Одиссее меня не покидала. И тогда обратился к Наташе Матвеевой, чтобы провести группу вместе. Поскольку я работаю на фрилансе, у меня очень нестабильный график, и необходим ведущий дл подстраховки, кроме того, мне импонировал ее опыт в проведении экзистенциального театра, хотел включить этот инструмент в структуру курса, что мы и сделали, и получилось хорошо. Наташе моя идея понравилась, и в начале ноября мы начали.

И самое первое, что мы обнаружили, т.е. исходный момент для того, чтобы сбиться с пути – это гордыня, что вполне соответствует христианскому мировоззрению. Именно в тот момент, когда после падения Трои Одиссей фактически провозглашает себя равным богам, он сбивается с пути возвращения на Родину. В экзистенциальном смысле под Родиной мы понимаем самое свое место для самого своего способа быть.

Интересно отметить, что уже сама первая встреча запустила у участников группы глубокие процессы, тема гордыни оказалась для большинства очень актуальной. Я сейчас не буду описывать все острова и все терапевтические события, которые произошли на нашем пути, материала в этом смысле хватит на целую книгу. Отмечу лишь наиболее интересные моменты.
Иногда мы использовали фрагменты из фильмов, благо Одиссее Гомера их посвящено достаточно много. Однако их использование оказалось в определенной мере затруднительно. Интересно отметить, что все без исключения экранизации склонны идеализировать образ Одиссея, между тем как в оригинале в начале поэмы он предстает в весьма неприглядном виде. Он гордый тщеславный, жадны и безответственный, собственно поэтому он и сбивается с пути и блуждает 10 лет, пока не обретет себя. Проходя шаг за шагом, остров за островом вместе с Одиссеем мы смиряемся, учимся дорожить тем, что есть и, в конечном итоге, полностью принимаем ответственность за себя и свой мир. В этом собственно и есть суть терапевтического процесса.

Например, когда мы вместе с Одиссеем добрались до острова Циклопа. А работали мы так: я читаю соответствующий отрывок из текста поэмы, потом группа делится у кого, что отзывается. Каково же было мое удивление, что симпатии всех участников группы были не на стороне Одиссея, а на стороне циклопа. Если следовать оригиналу поэму, а не образам экранизаций, оказывается, что циклоп - это мирный пастух, который жил себе, никого не трогал. А тут вдруг откуда не возьмись, приперся никого не спросясь, Одиссей с со товарищи, объели бедного циклопа, да еще Одиссей, набрался наглости требовать себе подарок, тут у существ и более кроткого нрава нервы сдадут. А потом, когда Одиссее уже ослепил циклопа, перехитрил и сбежал, он еще стал над ним насмехается. Т.е. в поэме есть много важных деталей, которые в фильмах опускаются. Только фильм Кончаловского оказался чуть ближе к оригиналу, поэтому мы в ряде случаев смотрели с группой подходящие фрагменты именно из него.

Особенно сильно участников группы затронули классические экзистенциальные темы, например,такие как посещение прорицателя Тересия в царстве мертвых. На это теме, одна из участниц группы «встретилась» со своей матерью, окончившее жизнь самоубийством, мы с моделировали их разговор, который для нее был очень важным. Очень надеюсь, что после этого разговора ее личный процесс изменит свою динамику на позитивную.
Затем прохождение между Сциллой и Харибдой, как выбор между плохой альтернативой и катастрофической. Также интересно прошла тема тема «Прохождения через остров сирен сладкозвучных». Очень живо и интересно откликнулось посещение острова нимфы Калипсо. Здесь у нас очень живо разыгралась тема «Женщина приютила мужчину, потерпевшего краблекрушение», пришло время отпустить, а не хочу: «Мое не отдам». Эту с цену мы моделировали с помщью экзистенциального театра. Ну и, конечно, же крайняя сцена за которую западные критики так сильно ругали Кончаловского, это возвращение на Итаку и убийство всех женихов жены Одиссея Пенелопы. Оказывается: пока ты где то там блуждаешь в поисках своего пути, свято место пусто не бывает. В твоем мире активно обживаются другие сущности, и чтобы вернуть заново свой мир и свою женщину себе, Одиссей вынужден пойти на жестокость. Это очень сильная тема, которая переживалась участниками как тема решительности возвращении своего себе.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что все участники группы в то или иной мере, продвинулись в обретении словами Мартина Хайдеггера, самого своего способа быть. В жизни некоторых произошли значительные изменении. Все они утвердились в выборе себя и своего жизненного пути.

 

 

ГЕОГРАФИЯ МИЭК

МИЭК – с 1999 года!
Наши контакты

Россия: +7 (950) 611-63-75
Украина: miek@existradi.ru
Казахстан: +7 (777) 248-38-38

смотреть контакты подробнее

Наши партнеры: alexeychick.ru, hpsy.ru, institut.smysl.ru
© Международный институт экзистенциального консультирования, 2020 г.
Все права защищены